Криминальное чтиво

МВД по РБ: «Никогда не перечисляйте деньги неизвестным людям»

16.07.2024
Практически каждый день телефонные мошенники «разводят» жителей Башкирии на несколько десятков миллионов рублей. Только за минувшие сутки на счета аферистов граждане перечислили 12 млн рублей. Причем, большая часть денег, попавшая в руки мошенникам, не личные накопления граждан, а деньги, взятые в кредит.

Жертвами мошенников становятся люди, у которых нет накоплений

 

Почему люди влезают в долги, чтобы отдать средства кибервымогателям, и как спастись от натиска аферистов, рассказал врио начальника управления уголовного розыска башкирского министерства внутренних дел Алексей Солодянкин.

- Потерпевшие от телефонных мошенников - люди всех профессий, от уборщицы до сварщика, причем переведенные суммы просто колоссальные, - говорит Алексей Георгиевич. - Бывает, что у людей, даже не имеющих постоянного дохода, похищают три миллиона рублей, которые он взял в кредит. В банках существует дистанционный порядок получения кредита — человек, который запрашивает деньги, указывает и уровень своего дохода — по инструкциям мошенников. То есть он вводит банк в заблуждение и таким образом получает кредит. А потом теряет все эти средства и будет вынужден всю жизнь их отдавать. 

Правоохранитель разъяснил, что бывают различные способы мошенничества, которые оставляют людей с долговыми обязательствами. 

- Например, обман под предлогом инвестиций, - перечисляет он. - Пострадавшими становятся люди, которые не только лишаются личных сбережений, но и оформляют кредиты, продают квартиры и машины, занимают деньги у близких и знакомых. Им обещают высокие проценты по вкладам и даже создают видимость, что ни их личных счетах растут деньги. То есть мошенники всячески пытаются вовлечь потерпевшего, чтобы он вложил максимальную сумму. Пока жертва не отдаст все свои сбережения, они будут ее обрабатывать. Но потом мошенники просто исчезают с деньгами. 

По словам полковника полиции, жертвами мошенников становятся люди 40 лет и старше - возрастная категория, которая имеет накопления. 

— Это работающие люди или пенсионеры, которые имеют сбережения и желают их приумножить, - разъясняет он. - Они находят различные объявления о возможности получить дополнительный доход или работу. И попадают на сайты мошенников, которые им предлагают дистанционно пройти курсы по инвестированию денег или получения доходов от торговли на фондовых рынках. И человек становится настолько ведомым, что верит в успех инвестирования. Но невозможно стать успешным финансовым брокером за каких-то три часа. 

По мнению Алексея Солодянкина, жертвы киберпреступников - люди доверчивые. 

- Но в результате они теряют огромные суммы, - отмечает врио начальника управления уголовного розыска МВД по РБ. – Но жертвами мошенников становятся и люди с критическим мышлением: преподаватели высших учебных учреждений и руководители государственных организаций. 

По мнению правоохранителя, «здесь срабатывает чисто психологический фактор, эффект внезапности: человек отвлекся в этот момент, был погружен в другие вопросы». 

- К тому же мошенники - хорошие психологи, они распознают по голосу характер и начинают «обрабатывать», берут над жертвой контроль и, с использованием методов социальной инженерии, похищают денежные средства, - объясняет он.

Первый крючок, на который попадаются люди, — это то, что мошенники обращаются к ним по имени и отчеству, могут назвать и по фамилии, сообщить, где он работает или имя начальника. Все эти данные аферисты берут из открытого доступа, но на человека это действует. 

- Человек сразу думает, что ему действительно звонят из банковской организации или, например, оператор сотовой связи предлагает те или иные услуги, - говорит Алексей Георгиевич. - А мошенники в этот момент уже получают доступ к счетам и иной информации, которая позволяет вывести деньги со счетов. Жертва боится потерять деньги — это ключевой момент. И человек уже находится в замешательстве. Один из способов обмана — когда мошенники звонят, представляясь сотрудниками госучреждений, правоохранительных органов, банковских организаций. Они разыгрывают сценарий, в котором преступники убеждают потерпевшего, что от его лица подают заявку на кредит, и она уже прошла. Якобы, чтобы отследить дальнейшее движение денежных средств по счетам этих предполагаемых злоумышленников, изобличить их в преступной деятельности, жертве предлагают эту заявку завершить, взять кредит и перечислить денежные средства.

 

Когда звонят и просят не отключаться, это могут быть мошенники

 

Иногда, по словам г-на Солодянкина, якобы «службы безопасности» и якобы сотрудники правоохранительных органов просят помочь раскрыть преступление, и люди, воодушевленные таким доверием, соглашаются.

- Но скажу, что реальные правоохранители никогда так не звонят: ни один правоохранительный орган не станет предлагать гражданам раскрыть преступление, - проинформировал он. - Ни одна банковская организация не звонит своим клиентам и не сообщает, что надо помочь с разоблачением мошенников или тем более не предлагают перевести денежные средства на безопасный счет.

Как утверждает врио начальника управления уголовного розыска МВД по РБ, «безопасных» счетов просто не существует: при подозрении на мошенничество счета автоматически блокируются, а клиенту предлагают прийти в ближайший офис, подтвердить личность и операцию.

- Момент, когда человек понимает, что его обманывают, рано или поздно наступает, - поясняет полковник полиции. — Это может случиться перед банкоматом, когда человеку предлагают перевести деньги на разные непонятные счета. Активную помощь оказывают сотрудники банковских организаций, когда видят, что человек находится в замешательстве возле банкомата при выдаче кредита. Они видят, что посетитель постоянно на телефоне, он нервничает, волнуется, переживает, что надо деньги срочно перевести на якобы безопасный счет.

Как уверяет Алексей Солодянкин, обман удается, когда «мошенники все время держат жертву на телефоне». 

— Вот здесь наши граждане должны понимать: когда им звонят, представляясь сотрудниками различных организаций, просят ни в коем случае не отключаться и никому не рассказывать о звонке, это могут быть мошенники, - сообщает Алексей Георгиевич. - Были случаи, когда сотрудники полиции подходили к человеку, видя, что он разговаривал с мошенником, и просили его не передавать информацию о своих счетах. В это время жертве по телефону говорили: «Сейчас вам подойдут сотрудники полиции - они ненастоящие, не слушайте их, уходите от них». Человек просто убегал, скрывался и все равно переводил деньги. А спустя некоторое время приходил в отдел полиции и писал заявление о мошенничестве.

В башкирском полицейском ведомстве отмечают: каждый новый обманутый заявитель признается, что он знал, как действуют мошенники. Но именно в нужный момент не заподозрил, что разговаривает с преступниками.

 

Лучший способ не попасть на уловку мошенников — сразу положить трубку

 

Г-н Солодянкин перечисляет основные способы совершения мошенничества: звонки якобы от банков, когда жертве сообщают о сомнительной операции с его счетом и предлагают перевести деньги.

- Либо мошенники представляются операторами сотовой связи, сообщают, что истек срок действия тарифного плана, и необходимо его продлить или заменить, - информирует Алексей Георгиевич. - Якобы требуется подтвердить код, который придет в виде смс-сообщений. Получив этот код, мошенники получают доступ к личному кабинету на портале государственных услуг, изменяют его и пытаются оформить микрозаймы. Через некоторое время гражданин узнает, что у него есть еще и займы. Эти займы могут быть огромными, на одного человека могут оформить несколько миллионов рублей. Потом человеку приходит уведомление о том, что надо оплатить долг. 

По мнению правоохранителя, лучший способ не попасть на уловки мошенников — сразу положить трубку и больше не отвечать на вызовы с незнакомых номеров. Если пришло сообщение якобы от банка о сомнительной операции — не нужно перезванивать на этот телефон.

- Надо просто пойти в ближайший офис банка с паспортом и сообщить об этом, - сказал он. - Сотрудники моментально проведут проверку и сообщат, что это мошенники. И, конечно же, нужно посоветоваться с близкими. Если есть сомнения, что звонят мошенники, нужно прекратить разговоры сообщить об этом в правоохранительные органы, обратиться в ближайший отдел полиции. Мы незамедлительно примем меры, проведем проверку и проконсультируем на первоначальном этапе, как себя вести.

В МВД по РБ советуют: если мошенники взломали личный кабинет на госуслугах, необходимо позвонить на телефон горячей линии, заблокировать свою учетную запись, чтобы не дать оформить на себя микрозаймы. Затем можно прийти в ближайший офис МФЦ с паспортом, выяснить, что сделали в личном кабинете мошенники и принять соответствующие меры.

- Обязательно надо писать заявление в полицию, - объясняет врио начальника управления уголовного розыска МВД по РБ. - Сейчас проводится активная работа по блокировке счетов мошенников, на которые перечисляются денежные средства, и банки в этом помогают. Есть специально разработанное программное обеспечение: что-то успеваем заморозить, что-то нет. Иногда деньги можно вернуть.

Алексей Георгиевич советует жителям Башкирии «не терять разум».

- Если у вас в руках денежные средства, их нельзя перечислять неизвестным лицам, которых ты не видишь, никогда не знал, а просто разговариваешь по телефону, - говорит он. - Остановитесь, подумайте перед тем, как отправить деньги в банкомат или подтвердить операцию в телефоне.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС Как вы использовали иностранную валюту в последнее время?

Результаты