Эксперты рассказали, как подростков Башкирии вербовали в соцсетях
Школьница из Стерлитамака отправилась в колонию на шесть лет
Специалисты, сталкивающиеся с проявлением экстремизма среди подростков, призвали разъяснять детям и их родителям, как могут быть опасны вербовщики вражеских государств и радикальных течений, особенно, когда они действуют через социальные сети.
Секретарь регионального Совбеза Валерий Олейник напомнил собравшимся, что с учетом глобальной опасности терроризма и экстремизма законодатель ужесточил наказания за экстремистские и террористические преступления. Теперь ответственность за экстремистские деяния наступает с 14 лет, а несовершеннолетние преступники могут получить серьезные реальные сроки. Г-н Олейник, до того, как возглавил Совбез РБ, трудился в УФСБ по РБ и специализировался на антитеррористической повестке, за что был отмечен государственными и ведомственными наградами.
- В свое время мы расследовали дело уфимских скинхедов, - припомнил он. – Подростки для того, чтобы заслужить повышение в расистской иерархии, должны были доказать свою верность кровью. Они нападали на представителей других наций и рас, наносили им ранения ножами и отвертками, а остальные смотрели, как расправляются с людьми, чтобы засвидетельствовать кровавую расправу. Всех скинхедов мы выявили, и они пошли под суд. Но судили их не за приверженность расистской идеологии, а нанесение увечий. Все они получили условные сроки, так как Фемида проявила к подросткам снисхождение. Сегодня, по словам г-на Олейника: законодательство другое, теперь нацистские, фашистские, экстремистские и террористические убеждения караются весьма сурово, а суд не может приговорить человека к сроку меньшему, чем указано в законе.
- Важно, чтобы несовершеннолетние поняли, что их может ожидать, если они пойдут на преступление, - объяснил г-н Олейник.
В качестве примера Валерий Станиславович привел недавнее уголовное дело школьницы из Стерлитамака, которая отправилась в колонию для несовершеннолетних на шесть лет. Девочка пропагандировала в социальных сетях идеи признанного в России террористическим движением «колумбайн», названного так из-за американской школы, где два подростка расстреляли 12 учеников.
- Школьница вела дневник, где рисовала схемы расположения классов и планировала, как можно напасть на школу, - продемонстрировал материалы уголовного дела, представленные УФСБ по РБ Валерий Олейник. – Она эти идеи транслировала и в социальных сетях. Изучила схему нападений на учебные заведения в Перми и Казани, где уже случились такие трагедии.
Г-н Олейник отмечает, что девочка жила в неполной семье, но мама не считала нужным объяснить дочери, что она увлеклась опасным явлением.
- С девочкой разговаривали правоохранители, объясняли, что она занимается противозаконным делом, с мамой тоже велись беседы, но ни ребенок, ни родительница не услышали людей в погонах. Школьница продолжала вести деструктивную деятельность в интернете. Так, после профилактической работы, не возымевшей действия, возбудили уголовное дело. А суд уже приговорил подростка к реальному сроку, потому что иного по экстремистским и террористическим статьям в законе не предусмотрено.
Детям кажется, что никто не видит, как они ведут себя в соцсетях
Еще один вопиющий случай произошел со студентами одного из уфимских колледжей, которые наткнулись на соцсетях на, как им показалось, легкий заработок.
- Некие анонимные инструкторы обещали заплатить подросткам по 20 тысяч рублей, если они подожгут сотовую вышку в Уфе, - рассказал Валерий Станиславович. – Парням подробно рассказали, что надо идти на дело без сотовых телефонов, как купить бензин и как поджечь вышку. Их задержали в момент совершения преступления, вышка не пострадала. И теперь за такой «легкий заработок» эти ребята получили длительные сроки – от восьми до 12 лет, потому что они совершили диверсию. Спрашиваешь, что зачем им нужны были деньги, говорят: «Хотели что-нибудь вкусное купить». Они собирались просто проесть эти деньги! А ведь для этого пошли на антигосударственное преступление! И виноваты взрослые, которые не объяснили им глупость происходящего.
Валерий Олейник считает, что детям нужно объяснять не только, что государство серьезно наказывает за такие злодеяния, но и то, что суть терроризма и экстремизма – аморальна.
- Детям кажется, что то, что они размещают в социальных сетях, никто не видит, кроме них и их друзей, - говорит он. – Но это не так. Все деструктивные идеи отслеживаются, иначе и быть не может – ведь на кону безопасность общества. И это ребятам тоже надо объяснять. Ведь те, кто их направляет на деструктивный путь и использует в качестве расходного материала, остаются за кадром.
Начальник отдела образования и аналитики национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети интернет Сергей Венцель рассказал, что с началом СВО враги России пытаются настроить молодежь на деструктивные идеи.
- Они работают вдолгую, отрабатывая будущие негативные сценарии для нашей страны, - сказал он. - Вербовщики, вовлекая новых людей в свои ряды, делают ставку на деньги, идеологию, компромат и эгоцентризм. Явные признаки вербовки в соцсетях: давление на комплексы и страхи человека, влияние на его эмоциональное состояние и угрозы. Причем, вербовщики внимательно изучают человека, благо в соцсетях это сделать намного проще.
Заведующий кафедрой общей психологии института гуманитарных и социальных наук УУНиТ Владимир Линевич считает, что «антитеррористической информации для подростков должно быть ровно столько, чтобы возникло ощущение если не страха, то хотя бы настороженности».
- Потому что избыток приведет или к отторжению, или к тому, что будет восприниматься, как ерунда, — заявил он. – Но при этом психологически и социально подростки — оптимальная категория для воздействия. Школьники еще полностью не сформировались как личности. На них легко повлиять.
Заместитель директора института стратегических исследований и прогнозов РУДН Виктория Федосова убеждена, что с подростками надо разговаривать на их языке.
- Если родители и учителя будут им объяснять про опасность экстремизма и терроризма, они воспримут это как скучную лекцию, отвернутся и ничего не услышат, - говорит она. – Здесь нужно разрабатывать специальные программы, которые смогут мотивировать их не совершать глупых поступков, которые могут испортить им жизнь.
Г-жа Федосова полагает, что технологии вовлечения подростков в деструктивную деятельность будут только совершенствоваться.
- Нужно быть готовыми, что основной ресурс таких вербовщиков - незрелая молодежь, будет вовлекаться ещё более активно, - убеждена она. - Авторитет любого блогера для несовершеннолетнего выше, чем матери, которая на кухне сидит и ничего не понимает. Конечно, блогер успешнее, у него больше денег. Внутри общества потребления — это критерий успеха, к которому стремится человек. И если ему такой блогер дает ответ, в том числе на политические вопросы, ему подросток поверит. Сейчас важно через новую искренность, которая на самом деле является старой, базовой, наладить взаимоотношения не только внутри родительско-детского общения, но и с педагогами.
Эксперты уверены, что сегодня важно развивать критическое мышление у молодежи, чтобы подростки могли распознавать информационные манипуляции. А распознав – могли поделиться, что стали жертвами вербовки с кем-то из взрослых.