Учитель мальчика-гения: «Теперь наше будущее зависит от отличников»
«Талант невозможно вырастить, его можно только выявить»
Г-н Гумеров – заслуженный учитель Башкортостана, основатель ассоциации наставников олимпиадного движения в республике и главный тренер башкирской сборной по химии.
Он отмечает, что воспитать в каждом ребенке чемпиона по химии, наверное, не получится.
− А если получится, то нужно ли это будет обществу и самому ребенку? – вопрошает он. Я считаю, что путь к успеху должен доставлять удовольствие ученику, родителям и окружающим. Это не должна быть победа любой ценой, а должно быть близко и интересно ребенку. Вадим Харисов очень талантливый и трудолюбивый. Он был готов к олимпиаде уже в девятом классе, но девятиклассников на нее не берут. Для него участие в международной олимпиаде была главная цель. Он умеет решать задачи.
Айнур Мансурович признается, что он «сам эти задачи не мог решить, будучи кандидатом химических наук».
- Главное в успехе — это трудолюбие, - считает Айнур Гумеров. - Пока таких, как Вадим, талантливых ребят сложно называть химиками. Они сильны в теории, умеют проводить эксперименты в лабораториях, но навыков практической работы у них пока нет. Они пока не могут сделать новые полимеры, создать новые лекарства, разработать импортозамещающие технологии. Для этого им требуется еще много учиться, много практики. И не все олимпиадники впоследствии становятся изобретателями, потому что для этого нужен особый склад ума.
Педагог уверен, что «талант невозможно вырастить, его можно только выявить».
- Если способности к спорту можно развивать с раннего возраста, то такими науками, как химия, которая требуют математического склада ума, раньше 10 лет на глубоком уровне заниматься не стоит, - объясняет он. - Абстрактное мышление у ребят появляется не раньше 12-13 лет. Поэтому не стоит заставлять ребенка заниматься химией раньше этого возраста - он точно выгорит и решит, что это не его. Мы делаем олимпиаду для восьмого класса максимально легкой. Это на контрольной ребенок может получить «пять», а может «два». Но в нашей олимпиаде каждый ребенок получит положительную оценку.
Задача организаторов - заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы у него получилось.
− Химия — это однозначно прекрасно и интересно, - полагает заслуженный учитель РБ. – Но химия — это и не так легко. Поэтому задача педагога - самому очень хорошо понимать основы науки, любить предмет и любить того, кого ты учишь. А когда все это складывается, то тогда ты уже находишь подход к ученику - и у него получается. А если у него получается, то он идет дальше к новым победам.
Айнур Мансурович уверен, что если раньше так называемых «ботаников» не ценили, то теперь, «в эпоху развития знаний и навыков, будущее - за отличниками».
- Подход, когда родители пытаются подтянуть ребенка в предмете, который у него не идет, неправильный, - полагает он. — Это не работает ни в жизни, ни в бизнесе, ни в каком-то другом деле. Внимание, в том числе и семейный бюджет должен направляться не туда, где плохо, а туда, где у ребенка хорошо получается. Если вкладываться в дополнительного репетитора, то в тех областях, в которых у ребенка есть способности. Важными будут навыки XXI века - умение учиться и переучиваться, так как многие профессии уже исчезают.
Г-н Гумеров объяснил, что говорит своим ученикам, что опыт олимпиадного движения станет социальным лифтом в будущее.
- Создается ситуация успеха, когда у ребенка в 15-16 лет есть ощущение, что у него получается, - сообщил педагог. - И у нас есть случаи, когда ребенок в девятом классе был призером, одним из лучших, но в 10 классе сказал, что химия — не для него. И он хочет попробовать себя в программировании или в математике. Таким я говорю: «Если ты бросишь химию, я тебя прощу, но только если ты станешь успешным в той профессии, которую ты выбрал». И эти ребята действительно стали призерами олимпиад по математике, по информатике или по каким-то другим предметам.
Заслуженный учитель РБ рассказывает, что родители иногда и не знают особенностей своих детей.
− У меня есть такой случай - ребенок заканчивал восьмой класс, а родители уже поставили крест на его учебе, считали его необучаемым. А мальчик начал заниматься химией. Сейчас он занимается день и ночь, съездил в Сочи в «Сириус», побеждает на олимпиадах. И отец спрашивает: «В кого он такой, ведь у нас в семье нет ученых?» А дело в том, что 13-летний человек понял, что ему это надо. И если до этого он был просто геймером, то сейчас навыки играть и побеждать использует для саморазвития.
«С детьми надо больше мечтать»
Г-н Гумеров напоминает, что победы во всероссийских и международных олимпиадах гарантирует поступление в любой российский вуз без каких-либо вступительных испытаний.
− Вадим Харисов вуз он пока не выбрал - думает, рассматривает разные варианты, в том числе наш Уфимский нефтяной технический университет, - рассказал Айнур Мансурович. - Ему интересно это направление, потому что его старший товарищ Тимур Маннанов, получивший в 2018 году на Менделеевской олимпиаде в Минске золотую медаль, учится там. Даже он, хотя мог поступить в любой вуз мира, выбрал наш нефтяной университет, потому что сейчас в республике создаются условия для реализации талантов таких ребят. Это и большие стипендии - 100 тысяч рублей в месяц. Предоставляется возможность стажировки, а кроме этого, возможность для индивидуальной траектории развития, то есть работы по индивидуальной программе.
Педагог припомнил, что его воспитанники учатся в Москве в самом сильном техническом вузе - МФТИ в Долгопрудном.
- Там есть специализации на стыке наук: это и химия, и биология, и информатика, и физика - и ребята там работают на передовой науки, - считает он. - Разрабатывают биотехнологии, лекарственные препараты. Одна из наших призеров всероссийской олимпиады учится на двойной диплом. С одной стороны, она физик, инженер. С другой стороны, она параллельно получит диплом Сеченовского университета. То есть станет врачом-исследователем. Сейчас самые передовые открытия совершаются на стыке наук, в рамках междисциплинарных исследований.
Наставник считает, что «сможет ли талант развиться, во многом зависит от личности педагога».
− Я был отличником, мне все предметы давались легко, мне было интересно учиться, - рассказывает Айнур Мансурович. - Но мой учитель дала мне химию на глубоком уровне и, наверное, заинтересовала в этом предмете. Было понятно, насколько, человек сам любит предмет, настолько много она уделяла нам времени, насколько много вкладывала в нас. Например, по воскресеньям мы ездили к ней на занятия, после которых пили чай. Я — иногородний, поэтому этот день воспринимался уже не как дополнительный день учебы, а как веселую поездку, о пропуске которой я бы очень сильно пожалел.
Айнур Гумеров признается, что не считает себя одаренным, но ему нравилось учиться. Олимпиады помогли ему поступить в вуз без экзамена.
− Олимпиады позволяют повышать самооценку, - уверен он. – С детьми надо больше мечтать. Вот нас, олимпиадников, критиковали — но мне действительно на первом курсе было скучно. И это была не моя проблема, а моих преподавателей. То есть 20 лет назад первокурсник не мог сказать, что он знает материал первого курса и ему неинтересно. Нельзя было попросить индивидуальную программу — а сейчас такое возможно.
Г-н Гумеров считает, что во всех вузах должен быть индивидуальный подход к каждому ученику.
− Раньше уровень образования был примерно одинаковый, - напоминает он. - А сейчас ребята приходят из специализированных школ. Соответственно, к ним нужен какой-то другой подход. Мне бы, например, было бы интересно попробовать себя в лаборатории на первом курсе. Так или иначе я пришел в лабораторию, но это было на два года позже. А сейчас попробовать себя в науке могут не только студенты. Даже школьники могут поработать в профессиональной лаборатории и узнать, это дело их жизни или нет.
По мнению Айнура Гумерова, чтобы в школы приходили талантливые молодое педагоги, необходимо поднять престиж профессии. Он отмечает, что сегодня число молодых людей, собирающихся связать свою жизнь с педагогикой, растет. Но ему бы хотелось, чтобы среди школьных учителей было больше выпускников классических вузов — курсы педагога можно быстро пройти при необходимости.
− Потому что классический вуз — это и промышленность, это и педагогика, и научная работа, - перечисляет он. - Сейчас по законодательству студенты старших курсов могут уже работать в школах. Студенты первого и второго курса могут начать вести кружки. То есть надо предоставлять возможность, чтобы молодые люди приходили в школу. А чтобы туда стремились лучшие, то нужно всячески поднимать престиж профессии, в том числе и финансовый. Учитель, бесспорно, благородная профессия, ведь мы работаем с нашим общим будущим. Но она недооцененная.
Тем, кто делает первые шаги в профессии, заслуженный педагог РБ советует «не ударяться в крайности».
- Есть наработки советских педагогов, на которые можно ориентироваться, есть современные данные по психологии, - объясняет он. - Здравый смысл заключается в том, чтобы правильно использовать все накопленные педагогической наукой знания. И, конечно, главным остается любовь к детям и своему делу.